В качестве модераторов секции выступили доктор психол. наук, академик РАО Солдатова Галина Владимировна, доктор психол. наук Белинская Елена Павловна, канд. психол. наук Журавлев Алексей Вячеславович и канд. психол. наук Чигарькова Светлана Вячеславна.

16 апреля сотрудники Фонда Развития Интернет провели секцию «Психология цифрового мира: личность и общество» в рамках международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2024»

Подсекцию со вступительной речью открыла Галина Солдатова, подчеркнув актуальность этой темы в современном мире и обозначив основные тренды становления данной исследовательской области в психологической науке. С каждым годом секция становится все более востребованной, в этом году на секцию было подано более 40 тезисов, после серьезного отбора были приняты 16 работ. В итоге выступили 13 докладчиков, молодых и перспективных ученых из разных городов России. Все работы носили инновационный характер и представляли результаты эмпирических исследований. Аудитория была полна слушателями, которые активно проявляли свой интерес к темам выступающих и перехватывали у модераторов инициативу в вопросах к спикерам. Разброс тем показывает широту исследований в области киберпсихологии: от медиамногозадачности до эмоционального интеллекта у пользователей-подростков, от зависимости от компьютерных игр до личности искусственного интеллекта, от особенностей сапопрезентации в социальных сетях россиян и японцев до отношения к беспилотным такси.

Фото
Первой выступила Андреева Анастасия, студентка 4 курса Педагогического института Владимирского Государственного Университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, с докладом «Личностные особенности юношей, зависимых и независимых от компьютерных игр». Она рассказала о результатах своего исследования, затронувшего важную тему аддикции молодых людей к компьютерным играм и связанные с ней личностные характеристики, в частности – импульсивность и самоконтроль. Оказалось, что молодым людям с выраженной зависимостью от компьютерных игр свойственна большая импульсивность, тогда как респондентам с их отсутствием – больший самоконтроль.

Бредгауер Сергей, студент бакалавриата Омского Государственного Университета имени Ф.М. Достоевского, в докладе «Индивидуально-топологические и диспозиционные свойства пользователей с разными интернет-предпочтениями» рассказал о связи уровня нейротизма и благополучия с содержанием интересов пользователей социальных сетей, проанализированных с помощью киберметрии. Некоторые результаты показывают, что подписчикам групп, связанных с университетом, свойственен больший уровень нейротизма, а у подписчиков групп с черным юмором снижена самооценка благополучия.

Голунова Елизавета, студентка 5 курса факультета психологии МГУ, представила в докладе «Социально-психологические аспекты управления групповой динамикой в онлайн-тренинге» выявленные различия в групповой динамике в рамках тренинга при разных форматах его проведения – очно и онлайн на платформе GetLocus.
Баринова Марина и Королева Юлия, Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге, в докладе «Динамика последовательностей борьбы правок в русскоязычной Википедии рассказали об особенностях тематики изменений, внесенных российскими пользователями (большинство изменений касались российской действительности), и их частоте.

Баженова Дарья и Наумов Никита представили результаты коллективного исследования Научного Студенческого Сообщества факультета психологии МГУ в докладе «Личность искусственного интеллекта». Они провели «психодиагностику» по методикам темной и светлой триады личностных черт у англоязычных и русскоязычных чатов-персонажей и обычных чатов на основе искусственного интеллекта. Некоторые из результатов показывают, что у чатов на английском языке более выражены показатели экстраверсии и согласия, а у чатов на русском – эмоциональная стабильность и психопатия.

Следующей свой доклад «Эмоциональный интеллект подростков в условиях цифровизации» представила Ермакова Дана, студентка 3 курса факультета психологии Ярославского Государственного Университета имени П.Г. Демидова. Самоконтроль в компьютерных играх оказался связан с самоконтролем в других областях своей жизни и более высоким эмоциональным интеллектом. Также оказалось, что онлайн-общение воспринимается подростками как психологически более доступное и простое.

Алексеева Екатерина, студентка 6 курса факультета психологии МГУ, представила свой доклад «Когнитивная сложность у подростков с разным уровнем медиамногозадачности». Она рассказала о результатах своего экспериментального исследования, которое показали, что подростки, субъективно оценивающие себя как многозадачные, обладают более высоким коэффициентом когнитивной сложности. Также оказалось, что подростки имеют адекватную самооценку своего уровня медиамногозадачности.

Завражных Варвара, студентка 5 курса факультета психологии МГУ, в докладе «Мифы о бренде: социально-психологический анализ» рассказала о связи лояльности аудитории с образом бренда и мифами о нем.

Капица Алина, аспирантка кафедры «Психология, педагогика, дефектология» Донского Государственного Технического Университета, преподаватель ДГТУ и колледжа РостГМУ, выступила с докладом «Синтез эмпатии и искусства: исследование ценностных ориентаций психологов и художников в цифровом мире». Она рассказала об особенностях взаимодействия с цифровым искусством студентов-психологов и студентов-художников: по уровню эмпатии различий выявлено не было. Респонденты видели в цифровом искусстве ценности эстетики, самовыражения и разрядки; оно вызывало у них чувства вдохновения и спокойствия.

Книгина Надежда, студентка 6 курса факультета психологии МГУ в докладе «Культурные особенности визуальной самопрезентации в социальных сетях» показала данные исследования проявлений Социального Я, принадлежности к разным социальным группам в социальных сетях у японцев и россиян.

Коршунова Дина, студентка 4 курса Костромского Государственного Университета, представила доклад «Связь ценностных ориентаций и характеристик партнера при построении романтических отношений в виртуальном пространстве». Она изучила пользователей приложений для онлайн-знакомств и сравнила их ценностные ориентации и характеристики партнёра с этими показателями у респондентов, встретивших своих партнёров в реальной жизни. В результате респонденты, знакомившиеся в интернете, имели особые ожидания от личности своего потенциального партнера, соответствующие их ценностям.

Саенко Алексей, аспирант Российского государственного социального университета, в докладе «Социально-психологические особенности отношения к технологии беспилотного транспорта у людей, проживающих в мегаполисах и крупных городах» рассказал о связи отношения к беспилотному транспорту с доверием к миру, себе и другим, техническим мировоззрением, технофобией, ценностями и личностными чертами.

Завершила секцию Ширшина Екатерина, студентка 6 курса факультета психологии МГУ, докладом «Онлайн-самопрезентация как фактор успешности личного бренда в социальной сети TikTok». Она выявила, что раскрытие мотивационно-ценностной сферы блогера является важным критерием успешности блогера. Также оказалось, что женские блоги более склонны к выстраиванию положительного и идеалистичного образа виртуального Я.

В результате анонимного голосования, проведенного среди участников и слушателей подсекции, с учетом мнения жюри, были номинированы два лучших доклада. Победителями стали Ермакова Дана и Саенко Алексей.

Поздравляем всех участников подсекции с её успешным проведением!Подсекцию со вступительной речью открыла Галина Солдатова, подчеркнув актуальность этой темы в современном мире и обозначив основные тренды становления данной исследовательской области в психологической науке. С каждым годом секция становится все более востребованной, в этом году на секцию было подано более 40 тезисов, после серьезного отбора были приняты 16 работ. В итоге выступили 13 докладчиков, молодых и перспективных ученых из разных городов России. Все работы носили инновационный характер и представляли результаты эмпирических исследований. Аудитория была полна слушателями, которые активно проявляли свой интерес к темам выступающих и перехватывали у модераторов инициативу в вопросах к спикерам. Разброс тем показывает широту исследований в области киберпсихологии: от медиамногозадачности до эмоционального интеллекта у пользователей-подростков, от зависимости от компьютерных игр до личности искусственного интеллекта, от особенностей сапопрезентации в социальных сетях россиян и японцев до отношения к беспилотным такси.

Первой выступила Андреева Анастасия, студентка 4 курса Педагогического института Владимирского Государственного Университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, с докладом «Личностные особенности юношей, зависимых и независимых от компьютерных игр». Она рассказала о результатах своего исследования, затронувшего важную тему аддикции молодых людей к компьютерным играм и связанные с ней личностные характеристики, в частности – импульсивность и самоконтроль. Оказалось, что молодым людям с выраженной зависимостью от компьютерных игр свойственна большая импульсивность, тогда как респондентам с их отсутствием – больший самоконтроль.

Бредгауер Сергей, студент бакалавриата Омского Государственного Университета имени Ф.М. Достоевского, в докладе «Индивидуально-топологические и диспозиционные свойства пользователей с разными интернет-предпочтениями» рассказал о связи уровня нейротизма и благополучия с содержанием интересов пользователей социальных сетей, проанализированных с помощью киберметрии. Некоторые результаты показывают, что подписчикам групп, связанных с университетом, свойственен больший уровень нейротизма, а у подписчиков групп с черным юмором снижена самооценка благополучия.

Голунова Елизавета, студентка 5 курса факультета психологии МГУ, представила в докладе «Социально-психологические аспекты управления групповой динамикой в онлайн-тренинге» выявленные различия в групповой динамике в рамках тренинга при разных форматах его проведения – очно и онлайн на платформе GetLocus.
Баринова Марина и Королева Юлия, Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге, в докладе «Динамика последовательностей борьбы правок в русскоязычной Википедии рассказали об особенностях тематики изменений, внесенных российскими пользователями (большинство изменений касались российской действительности), и их частоте.

Баженова Дарья и Наумов Никита представили результаты коллективного исследования Научного Студенческого Сообщества факультета психологии МГУ в докладе «Личность искусственного интеллекта». Они провели «психодиагностику» по методикам темной и светлой триады личностных черт у англоязычных и русскоязычных чатов-персонажей и обычных чатов на основе искусственного интеллекта. Некоторые из результатов показывают, что у чатов на английском языке более выражены показатели экстраверсии и согласия, а у чатов на русском – эмоциональная стабильность и психопатия.

Следующей свой доклад «Эмоциональный интеллект подростков в условиях цифровизации» представила Ермакова Дана, студентка 3 курса факультета психологии Ярославского Государственного Университета имени П.Г. Демидова. Самоконтроль в компьютерных играх оказался связан с самоконтролем в других областях своей жизни и более высоким эмоциональным интеллектом. Также оказалось, что онлайн-общение воспринимается подростками как психологически более доступное и простое.

Алексеева Екатерина, студентка 6 курса факультета психологии МГУ, представила свой доклад «Когнитивная сложность у подростков с разным уровнем медиамногозадачности». Она рассказала о результатах своего экспериментального исследования, которое показали, что подростки, субъективно оценивающие себя как многозадачные, обладают более высоким коэффициентом когнитивной сложности. Также оказалось, что подростки имеют адекватную самооценку своего уровня медиамногозадачности.

Завражных Варвара, студентка 5 курса факультета психологии МГУ, в докладе «Мифы о бренде: социально-психологический анализ» рассказала о связи лояльности аудитории с образом бренда и мифами о нем.

Капица Алина, аспирантка кафедры «Психология, педагогика, дефектология» Донского Государственного Технического Университета, преподаватель ДГТУ и колледжа РостГМУ, выступила с докладом «Синтез эмпатии и искусства: исследование ценностных ориентаций психологов и художников в цифровом мире». Она рассказала об особенностях взаимодействия с цифровым искусством студентов-психологов и студентов-художников: по уровню эмпатии различий выявлено не было. Респонденты видели в цифровом искусстве ценности эстетики, самовыражения и разрядки; оно вызывало у них чувства вдохновения и спокойствия.

Книгина Надежда, студентка 6 курса факультета психологии МГУ в докладе «Культурные особенности визуальной самопрезентации в социальных сетях» показала данные исследования проявлений Социального Я, принадлежности к разным социальным группам в социальных сетях у японцев и россиян.

Коршунова Дина, студентка 4 курса Костромского Государственного Университета, представила доклад «Связь ценностных ориентаций и характеристик партнера при построении романтических отношений в виртуальном пространстве». Она изучила пользователей приложений для онлайн-знакомств и сравнила их ценностные ориентации и характеристики партнёра с этими показателями у респондентов, встретивших своих партнёров в реальной жизни. В результате респонденты, знакомившиеся в интернете, имели особые ожидания от личности своего потенциального партнера, соответствующие их ценностям.

Саенко Алексей, аспирант Российского государственного социального университета, в докладе «Социально-психологические особенности отношения к технологии беспилотного транспорта у людей, проживающих в мегаполисах и крупных городах» рассказал о связи отношения к беспилотному транспорту с доверием к миру, себе и другим, техническим мировоззрением, технофобией, ценностями и личностными чертами.

Завершила секцию Ширшина Екатерина, студентка 6 курса факультета психологии МГУ, докладом «Онлайн-самопрезентация как фактор успешности личного бренда в социальной сети TikTok». Она выявила, что раскрытие мотивационно-ценностной сферы блогера является важным критерием успешности блогера. Также оказалось, что женские блоги более склонны к выстраиванию положительного и идеалистичного образа виртуального Я.

В результате анонимного голосования, проведенного среди участников и слушателей подсекции, с учетом мнения жюри, были номинированы два лучших доклада. Победителями стали Ермакова Дана и Саенко Алексей.

Поздравляем всех участников подсекции с её успешным проведением!